Образовательный анонс



Методические рекомендации

к дидактическому пособию по формированию у дошкольников первоначальных представлений по ПДД

Автор: воспитатель

 Сухарева Татьяна Александровна

Актуальность

Автомашин на наших дорогах с каждым годом становится все больше и больше. Увеличивается интенсивность движения транспорта и в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой. Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку.

 Обучение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно - это нельзя». Это скучно и не интересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать знакомство с ПДД занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Тематическая папка по правилам дорожного движения - лэпбук - оптимальный вариант ознакомления дошкольников с безопасным поведением на дороге.

         Данное дидактическое пособие мобильный лэпбук «Азбука пешехода» предназначено для педагогов ДОУ по организации обучения старших дошкольников умению и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. Может использоваться в образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения.

Цель: формирование основ безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте посредством игровой деятельности.

Задачи:

Ø  познакомить детей с правилами дорожного движения, рассмотреть ситуации на дороге и способы предотвращения опасности;

Ø  развивать внимательность, ответственность на дороге;

Ø  стимулировать познавательную активность, развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Ø  способствовать развитию речи детей: пополнение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи.

Ø  воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Лепбук - форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.

Ø  Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.

Ø  Это отличный способ для повторения изученного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Ø  Лэпбук хорошо подходит для образовательной деятельности в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому.

Ø  И создание лэпбука - это просто интересно!

 

Содержание мобильного лэпбука

Ø  Лото «Дорожные знаки».

Ø  Картотека дорожных знаков.

Ø  Дидактическая игра «Собери дорожный знак».

Ø  Книжка-малышка «Знаки дорожного движения в стихах».

Ø  Книжка-малышка «Загадки о правилах дорожного движения».

Ø  Дидактическая игра «Виды транспорта».

Ø  Игра «Ребусы».

Ø  Картотека «Задания по ПДД. Транспорт».

Ø  Книжка-малышка «Наш друг светофор».

Ø  Дидактическая игра-паззл «Транспорт».

Ø  Книжка-малышка «Правила дорожного движения. Что можно?».

Ø  Книжка-малышка «Правила дорожного движения. Что нельзя?».

Ø  Картотека «Спецавтотранспорт».

Ø  Круг Луллия «Дорожные знаки».

Ø  Макет дороги «Наша улица», модели машин, знаков.

 

Описание игровой деятельности

Лото «Дорожные знаки».

Цель: формировать представление о знаках дорожного движения.

Задачи:

·  формировать умение различать дорожные знаки;

·  соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением;

·  развивать интерес к правилам дорожного движения.

    Ход игры:

    В игре принимают участие от 2 до 5 детей. В ходе игры нужно первым заполнить свою игровую карту. Для этого к каждому дорожному знаку на игровой карточке нужно найти пару - карточку с рисунком.

  Ведущий перемешивает карточки и вытягивает по одной, игрок найдя        показанный знак у себя на игровой карте, поднимает руку и закрывает  его. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не закроет свою игровую карту.

Картотека дорожных знаков.

Материал: картотека состоит из 5 кармашков, в которых находятся карточки-знаки.

Цели: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса и информационно-указательные.

 

Варианты игр с картотекой.

 

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»

Цель: Развивать память, объяснительную речь.

Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 5 групп:

1-предупреждающие знаки,

2- запрещающие знаки,

3- знаки сервиса,

4- предписывающие,

5-информационно-указательные.

Ход игры:

Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.

1 - наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Остановка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение запрещено», «Въезд запрещен».

2 - наши знаки предупреждающие: «Железнодорожный переезд», «Перекресток», «Дорожные работы», «Дети», «Искусственная неровность».

3 - наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Жилая зона».

4 - наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон»,  «Заправочная станция», «Место стоянки»,  «Место отдыха»,  «Гостиница»,  «Автозаправочная станция»,  «Пункт питания»,  «Пункт первой помощи».

5 - наши знаки информационно-указательные: «Надземный пешеходный переход», «Пешеходный переход»,  «Подземный пешеходный переход», «Место стоянки легковых автомобилей», «Дорога с односторонним движением».

Дидактическая игра  «Угадай, какой знак»

Цель: закрепить умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для    пешеходов.

Ход игры:        

Первый вариант.

Ведущий показывает какой-либо знак, ребенок называет знак и объясняет его   назначение. За правильный ответ дается фишка.

Второй вариант.

Ведущий называет знак. Ребенок показывает нужный знак, рассказывая, что он обозначает.

Третий вариант.

Ведущий описывает знак, не называя его, отгадавший показывает ответ.

Дидактическая игра «Собери дорожный знак!»

В кармашке находятся части разрезанных дорожных знаков, которые нужно собрать.

Цель: развитие сообразительности, зрительного внимания, связной речи.    Ход игры: правильно собрать разрезную картинку и рассказать о дорожном знаке.

Дидактическая игра Книжка-малышка «Знаки дорожного движения в стихах»

Цель: учить детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах; развивать устойчивый интерес к книге, а так же бережное отношению к ней.

Ход игры: прослушать стихотворение и назвать правильный знак.

Дидактическая игра Книжка-малышка «Загадки о правилах дорожного движения»

Цель: Развитие воображения и зрительного восприятия.

Ход игры: прослушать загадку и отгадать ее.

Дидактическая игра «Виды транспорта».

Цель:

Формировать умения отличать и называть водный, воздушный и наземный транспорт; обогащать словарь.

Ход игры:

Перед началом игры детям раздаются карточки, на которых изображен различный транспорт. Выставляется игровое поле, ребенок подходит и крепит карточку, в зависимости от того к какому виду транспорта относиться его карточка. При этом, ребенок четко произносит, то что у него нарисовано на карточке, и объясняет, какой это вид транспорта. После чего крепит на игровое поле (воздушный - небо, водный - море, наземный - дорога).

Можно разделить детей на три команды. Каждой команде дать название "Водный транспорт", "Воздушный", "Наземный". Каждая команда должна найти транспорт, соответствующий названию команды, и рассказать, для чего он предназначен.

Игра «Ребусы»

Цель: развивать логическое мышление посредством отгадывания ребусов об основных понятиях и терминах по ПДД.

Задачи: 
- повторить и закрепить основные понятия и термины по ПДД в игровой форме;
- развивать познавательный интерес у дошкольников к изучению ПДД;
- прививать навыки безопасного поведения на улице;
- развивать логическое мышление, познавательные способности и память.

Ход игры: участник выбирает карточку, отгадывает ребус.

Картотека «Задания по ПДД. Транспорт»

Картотека состоит из карточек, на которых находятся задания, вопросы, загадки о правилах дорожного движения и транспорте.

Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Задачи: Развивать логическое мышление и внимания у детей. активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;

Вариант игры с картотекой:

Дидактическая игра «Угадай транспорт»

Цель: закрепить представления детей о транспорте,

Задачи: развивать умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта.

Ход игры:  педагог загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.

Книжка-малышка «Наш друг светофор»

Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его видах и его сигналах, развивать внимания, зрительное восприятия.

Дидактическая игра-пазл «Транспорт»

Цель: закрепить знания детей о транспорте.

Задачи: формировать умение собирать из частей целое; развивать образное и логическое мышление, восприятие, память, воображение, произвольное внимание; умение доводить начатое дело до конца; воспитывать усидчивость.

Материал: разрезные картинки с изображением разного вида транспорта, карточки образцы.

Ход игры: игрок может быть один, или объединиться в пару. Из предложенных разрезных частей собирается картинка.

Два игрока собирают паззлы, первый собравший будет победителем.

 Книжка-малышка «Правила дорожного движения. Что можно?»

Цель: закрепить знания о ПДД, поведения на улице.

Задачи: Прививать навыки безопасного поведения на дорогах, развивать мышление, память, речь.

Ход игры: Дети рассматривают карточки с дорожными ситуациями, рассказывают о правильном поведении на дороге и улицах.

Книжка-малышка «Правила дорожного движения. Что нельзя?»

Цель: закрепить знания о ПДД, о правилах поведения на улице.

Задачи: Прививать навыки безопасного поведения на дорогах, как нельзя вести себя на дороге, тротуарах, транспорте; развивать мышление, память и речь.

Ход игры: Дети рассматривают карточки с дорожными ситуациями, рассказывают об опасности на дороге, находят пути решения проблемы.

Картотека «Спецавтотранспорт»

Цель: закрепление представление детей о специальном транспорте.

Материал: картинки (карточки) с изображением спецавтотранспорта.

Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о транспорте. Кто первый из детей отгадывает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает карточку с его изображением. У кого в конце игры будет больше карточек, тот и победитель.

Круг Луллия «Дорожные знаки»

Цель: формировать у детей умение различать и правильно называть дорожные знаки, знать их назначение.

Задачи: развивать внимание, память, мелкую моторику; воспитывать грамотного участника дорожного движения.

Материал: Пособие представляет собой круги, закреплённые на картоне. На круг большего диаметра наклеиваются сюжетные картинки. На круг меньшего размера – картинки с изображением знаков. К середине кругов крепится стрелка.

Данная игра многофункциональна и формирует навыки сотрудничества, взаимопомощи и самостоятельности.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) показывает стрелкой сюжетную картинку. Дети находят соответствующий дорожный знак, указывают стрелкой, объясняют свой выбор. И, наоборот, по картинке находят – сюжетную картинку.

Макет дороги «Наша улица»

Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить детей различать дорожные знаки.

Ход игры:  Применение этого макета очень многообразно. Воспитатели используют его и в самостоятельной деятельности детей, и в сюжетно-ролевых играх, где дети моделируют ситуацию на дороге. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до заданного пункта назначения. Макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.

Интересно и занимательно реализуется на макете театрализованная деятельность. Можно использовать фигурки людей и зверей, пальчиковые куклы.






Технологическая карта педагогического мероприятия (Технология «Ситуация» Л.Петерсон)

Воспитатель Сухарева Татьяна Александровна

Тема образовательной ситуации

Посадка семян и луковиц цветов

Культурная практика (вид деятельности с подвидом)

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая деятельность

возрастная группа

подготовительная группа

Культурно-смысловой контекст – «детская  цель»

Помочь Фее Цветов посадить цветы

 Цель

Формирование умения садить семена и луковицы цветов

Задачи:

 

Образовательные:

расширять знания детей о природном мире (на примере мира цветов), об условиях необходимых для роста и развития растений.
- закреплять представления об экологических связях в природе (зависимость живой природы от неживой).

Развивающие:

развивать наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие

Воспитательные

воспитывать бережное отношение к природе, мотивировать на созидательный труд

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе, ростом лука на подоконнике.

Рассматривание картинок «Садовые цветы», «Растения луга»

Беседа «Зачем растениям нужны земля, вода, солнце.

Материалы

 

Инструменты

мультимедийное оборудование, презентация; сказочный цветок «Цветик-семицветик», зелёный настил (полянка), изображение плоскостных цветов(ромашка, василёк, колокольчик, мак), искусственные цветы; карточки схем посадки растений, стрелки, магнитная доска; контейнеры с землёй, семена(луковицы) цветов, лейка.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Этапы

деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия детей

I. Организационный этап (5 мин)

1. Введение в ситуацию

- Ребята нам пришло сообщение, давайте почитаем.

 «Дорогие ребята. Я прошу вас помочь мне в одном трудном, но полезном деле. Весна идет и у меня много разных дел. Я не успеваю справиться с посадками цветов. Надеюсь, вы мне поможете. Жду вас на цветочной поляне. Фея Цветов»

(на заставке появляется Фея Цветов на цветочной поляне) Кто такая Фея Цветов? (волшебница…)

- А вы, ребята, любите цветы?

- Назовите, какие знаете.

Ребята, кто хочет помочь Фее Цветов?

- Как нам попасть на цветочную поляну?

- Посмотрите, у нас есть необычный цветок? (цветик-семицветик)

- Давайте возьмем 1 лепесток, произнесем волшебные слова и перенесемся на цветочную поляну.

Слушают сообщение

 

 

 

Называют названия цветов

 

 

 

дети высказывают свои предложения

все вместе закрывают глаза и произносят «лети, лети лепесток…)

II. Основной этап (10-15 мин)

2. Актуализация знаний

 (Раскатывается зелёный настил с оформлением из плоскостных цветов)

Вот мы и оказались на цветочной поляне.

- Как много здесь красивых цветов. Вы их узнали?

- Давайте поиграем.

 «1,2,3 – василёк найди…

    1,2,3 – ромашку найди…

    1,2,3 – колокольчик найди…

Вот мы и познакомились с жителями цветочной поляны.

Посмотрите, а вот целая корзина цветов

 (достаём по одному и называем – роза, тюльпан, георгин…)

- Почему эти цветы не растут на поляне сами? (это садовые, за ними нужно ухаживать)

- Почему эти цветы не растут на поляне сами? (это садовые, за ними нужно ухаживать)

- Зачем люди выращивают цветы?

-  Зачем они нам нужны? (ответы)

Запомните, что полевые цветы растут сами, а за садовыми ухаживают люди. Но они долго будут радовать нас своей красотой и приятным запахом, если мы не станем их срывать.

- Цветы какие? (подарите им красивые слова) Давайте каждый превратится в свой любимый цветок:

Наши разные цветы раскрывают лепестки

Ветерок чуть дышит и цветы колышет.

Наши разные цветы закрывают лепестки

Головки опускают и тихо засыпают

Находят цветок по названию и встают возле него

 

 

 

 

 

 

 

называют садовые цветы

 

 

 

 

 

 

обсуждают, почему люди садят цветы

 

 

 

 

делают развминку

3. Выявление места, причины затруднения

и поиск выхода.

Ребята, вы отдохнули на цветочной поляне, полюбовались разными цветами и совсем забыли о чём нас просила Фея Цветов

– Можем мы сейчас помочь ей посадить цветы? (нет)

- Почему? (на улице ещё холодно; мы не умеем этого делать; можем научиться и посадить рассаду, а когда станет тепло, высадим на клумбу)

- Что нужно, чтобы цветок вырос?

выявляют заьруднения

 

 

4. Открытие детьми нового знания

Рассмотрите схему посадки и роста растений

1 - семя (луковица) 

2 – ёмкость с землёй и углубление в ней

3 – положили семя (луковицу) и заровняли лунку землёй

4 – полили

5 – светит солнце (тепло)

6 – появляются корешки, росток.

7 -  растение растёт, цветёт и даёт семена.

Игра «Что сначала, что потом»

 

 Анализируют схему посадки и роста растений по карточкам выставляя на магнитной доске и показываем стрелкой

 

 

 

Дети закрепляют порядок действий, выставляя карточки

 

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Мы теперь знаем, как посадить цветы.

Посмотрите, вот контейнеры с землёй семена и луковицы цветов

Контейнеры ставят на подоконник.

(Звучит звуковой сигнал сообщение)

- Ребята, Фея Цветов наблюдала за вашими действиями, благодарит за помощь, дарит вам шкатулку и напоминает, что пора возвращаться в детский сад

Дети снова отрывают лепесток от цветика-семицветика, говорят волшебные слова и возвращаются в группу.

Дети выбирают посадочный материал по желанию луковицу или семена и садят опираясь на схему

III. Заключительный этап (2-3 мин)

6. «Осмысление»

- Где побывали?

- Для чего туда отправлялись?

- Что нам помогло справиться с посадкой цветов?

Рассматривают семена, которые фея прислала в шкатулке и решают посадить цветы у себя на участке, когда станет тепло.

оценивают свою работу

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий