Методическая
разработка «Декоративное рисование по мотивам народной росписи».
Воспитатель
Смирнова О.С.
1. Актуальность
«Наша страна
уникальна, она очень богата и разнообразна, и наша цель- сохранение культурного
наследия, духовных и нравственных традиций России и приумножение этих традиций,
передача будущему поколению».
В.
Путин
В Федеральном
законе РФ «О народных художественных промыслах говорится: «Народные художественные
промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества
народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и
развитие народных художественных
промыслов является важной государственной задачей».
Одной из
основополагающих функций дошкольного
уровня образования, в соответствии с ФОП ДО является создание единого
ядра содержания дошкольного
образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины.
Приобщение дошкольников к народному декоративно –
прикладному искусству является актуальным направлением
художественно-эстетического развития Федеральной программы. Знакомство детей
с народным декоративно-прикладным искусством
в ФОП ДО начинается с младшего дошкольного
возраста : сначала детей знакомят с дымковской, филимоновской
игрушкой, семеновской матрешкой, затем с городецкой, гжельской, хохломской,
жостовской, мезенской росписью.
Документ определил три взаимосвязанных между собой направления- это
ознакомление с разными видами декоративно-прикладного
искусства, развитие эстетического отношения к действительности и
осуществление творческих видов деятельности.
Обучение декоративно-прикладной росписи
дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности
всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы
лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в
соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от
нее. Если же, дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс
творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать
неудовлетворенность, что постепенно приведет к потере интереса к росписи. В связи с этим передо
мной стояла задача найти пути оптимизации по приобщению к декоративной деятельности.
В работу по приобщению
к народно-прикладному искусству включила три направления:
-знакомство с
произведениями искусства;
-обучение декоративной деятельности;
-развитие декоративного творчества.
Данная методическая
разработка относится ко второму направлению и является непосредственным
процессом продуктивной деятельности, опирающимся на имеющие представления детей
о мастерах и особенностях декоративных
узоров и композиций.
2. Целостность
Все занятия объединены единой
сюжетной линией – декоративно –
прикладная мастерская. Все этапы занятий плавно
переходят от одного к другому, от рассматривания, закрепления характерных
особенностей к воплощению творческого продукта. Во время продуктивной
деятельности интерес детей поддерживается, поощряется проявление творчества.
Постепенная смена видов деятельности на каждом этапе позволяет предотвратить
утомляемость детей. Занятия включают три
части : мотивация к деятельности,
основная часть, где реализуются образовательные задачи и рефлексия- подводятся
итоги деятельности, ребята фиксируют удовольствие от созданного продукта.
3. Результативность.
Хотя работы некоторых
детей несовершенны, их узорам однозначно присущи все характерные признаки декоративной росписи, и, главное,
- дети прикасаются к искусству, искусству подлинно народному.
Данная методическая
разработка направлена на достижение планируемых результатов, заданных
Федеральной образовательной программой дошкольного образования
и Федеральными государственными стандартами дошкольного
образования : «Ребенок проявляет интерес к искусству, с желанием
занимается изобразительной деятельностью, владеет умениями, навыками и
средствами художественной выразительности в изобразительной деятельности».
В ходе занятий планируемые результаты достигаются:
- дети узнают роспись, называют ее характерные
особенности;
- самостоятельно
придумывают узор, находят композиционное решение;
- передают
соответствующую цветовую гамму росписи
- овладевают
техникой рисования.
- отмечают мастерство
и талант нашего русского народа
4. Интегративность
Данная методическая
разработка основана на интеграции образовательных областей:
-Познавательное
развитие: закрепление представлений о декоративной
росписи;
-Художественно-эстетическое: приобщение к народно-прикладному искусству,
изобразительная деятельность, декоративное
рисование
-Речевое развитие: обогащение словаря
терминами декоративного рисования;
-Социально-коммуникативное: участие в общей
беседе, дружная работа в группе,
обмен материалами.
-Физическое: использование
физминутки на занятии.
6. Индивидуальный
подход.
При приобщении к народному декоративно- прикладному
искусству учитываются не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений,
изобразительных навыков. Это проходит в практической части занятия, где оказывается индивидуальная
помощь и поддержка. Детские работы получаются разнообразными.
Вывод: Данная методическая
разработка предлагает воспитателям апробированную практику приобщения дошкольников к народному
декоративно-прикладному искусству.
Конспект занятия на тему «Городецкая роспись
деревянной доски»
Цель: Обучение составлению узоров по мотивам городецкой росписи
Задачи: Обучающие: Побуждать
самостоятельно, придумывать узор по мотивам
городецкой росписи, закрепляя умение рисовать элементы
городецкой росписи в определённой
технике и последовательности, располагая на силуэте досок. Закреплять
умение рисовать всей кистью и её
концом. Закреплять навык аккуратного рисования гуашью.
Развивающие: Развивать чувство композиции, умение красиво
располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас. Развивать творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к
искусству, народным промыслам, уважение к
труду городецких мастеров, интерес к их работе.
Материал и
оборудование:
Изделия городецких мастеров.
Образцы поэтапного рисования «листьев», «купавки», «ромашки». Бумага в форме доски, закрашенная желтым или
коричневым цветом, гуашь, кисти, салфетки.
Ход Занятия:
1. Вводная часть
В: Я недавно была на
ярмарке. Вы знаете, что такое ярмарка? (продают разные товары) Посмотрите,
какие красивые поделки я купила. (рассматривают шкатулки, ложку,
лопаточку) вам нравятся? Узнали ли вы, что это за роспись? Как ты догадался? Какие
элементы изображены на городецких изделиях?
Коль на досточке
девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит …. Городец!
Сегодня я открыла
мастерскую народного промысла. Кто хочет
стать городецким мастером, приглашаю всех в мастерскую
2. Основная часть
Сегодня мы будем
расписывать городецкими узорами досточку. Но прежде чем вы приступите к работе,
давайте вспомним, какие цвета используют городецкие мастера? А какие цветочные
элементы? (розан, ромашка, купавка, бутон, листик)
Поиграем в игру «Составь узор»
На плоскостном силуэте
доски выкладывают узор из цветов и листьев, в центре располагают большие цветы,
а по краям маленькие, листья в городецкой росписи
располагают группами, листья не соприкасаются с цветами.
Обратите внимание, как
выполняется городецкая роспись :
Сначала наносится
основной цвет – подмалевок (показ). Это
нанесение одного цветового пятна круговым движением кисти. Подмалёвка
выполняется толстой кистью.
Затем - Тенёвка—
дополнение скобками, проработка элементов узора. Здесь используются более
темные краски красные или синие. У ромашки центр рисуют в середине цветка, у
бутона он смещается вверх, влево или вправо.
Край бутона
обозначается дужкой
- Чтобы
правильно нарисовать дужку, надо следить за
тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги, тогда линия будет тонкой,
изящной.
Завершающий этап называется
оживкой -после неё весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают
белой и черной краской, концом тонкой кисточки.
Практическая работа
Дети приступают к самостоятельной работе. Перед тем как сделать оживку, нужно
чтобы краска маленько подсохла. Давайте отдохнем и поиграем.
Воспитатель. Пока
подсыхают краски, предлагаю немного отдохнуть
Физкультурная минутка
Мы пойдем по
лугам (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
С яркими цветами.
Сказочные те
цветы (Руки вверху, наклоны вправо-влево).
Нарисуем сами.
Здесь ромашки и
бутоны (Указательными пальцами обеих рук в воздухе изображают капельки.)
Словно капельки росы,
Расцветают здесь
розаны (Круговые движения руками перед собой)
Удивительной красы
Городецкий конь
бежит, (Руки в замок, перед собой, прямой галоп).
Вся земля под ним
дрожит!
Птицы яркие
летают (Руки в стороны, бег врассыпную)
И купавки расцветают.
(Присесть, встать медленно,
изображая руками
распустившийся цветок)
Воспитатель. Ребята,
кружочки и листочки просохли. И теперь можно нанести оживку
Воспитатель. Давайте
вспомним, какие цвета можно использовать для оживки Воспитатель. Не забудьте,
оживку наносим кончиком кисти.
3. Заключительная часть:
Чем мы сегодня
занимались? На всех ли досточках городецкая роспись?
Трудно ли было рисовать узор? Какой элемент понравилось рисовать?
Давайте оформим выставку народно-прикладного
творчества, чтобы мамы и папы полюбовались такой красотой.
Конспект занятия :
Раскрашивание посуды по мотивам
хохломской росписи.
Цель: Формирование умения
украшать посуду по мотивам хохломской
росписи в технике эбру.
Задачи:
1. Обучающие.
Познакомить с хохломской росписью.
Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи (черный, красный,
жёлтый (золотой, элементы росписи
2. Развивающие.
Продолжать учить выполнению элементов в технике эбру (разбрызгивание краски, рисование узора шилом)
3. Воспитательные.
Воспитывать интерес к народному
творчеству, чувство гордости за русский народ,
умение восхищаться красотой.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Ребята, посмотрите,
какую посуду я вам принесла. Ее смастерили школьники и
подарили вам для игры. Я поставила ее на столик в игровой уголок. Что это за посуда? ( чайный сервиз: чайник и чашки). Вам нравится? И
мне. Только она вся- однотонная, как-то скучно. Может ее как-то украсить?
2. Основная часть.
Что можно сделать?
А если расписать как
наш чудесный столик? А что это за роспись,
кто знает? Вспомните росписи народного
творчества, какие вы знаете? (Это дымка? Городец?
Филимоновская) Почему нет?
Это, ребята,
хохломская роспись. Эта роспись родилась в большом
торговом селе, которое называется Хохлома. Ею мастера украшают посуду, которую
делают из дерева. Давайте рассмотрим хохломскую роспись.
Какие цвета используют художники? (Красный, жёлтый, чёрный и
может присутствовать зелёный). А какие узоры вы видите? ( Ягодки: малинку, клубничку, чёрную и красную смородину,
рябину, вишенки, крыжовник, бруснику; завитки, травинки, капельки, листочки и
трилистники.)
Хохломскую роспись называют золотой.
Почему? На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних
изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах.
«Ветка плавно
изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком
трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
сладким соком налилась.
А трава, как бахрома-
это чудо-золотая хохлома»
Какое настроение,
какие чувства у вас вызывает хохломская роспись? (Радость, хочется смотреть, любоваться, приятно для глаз).
Хохломские художники расписывают узоры тонкой кисточкой, мастерству росписи их обучают. А я вот
думаю, а можно ли создать хохломские узоры в технике эбру? Как вы думаете?
Почему? А давайте попробуем. Возьмите себе кружечку и пойдемте в аквастудию.
Садитесь за столы.
Итак, какие цвета
красок мы будем использовать для хохломской росписи?
Наберите на кисточку краску, постучите о край ванночки, разбрызгивая краску по
воде. Промойте кисть, наберите другую краску.
Как нарисовать цветок? Завиток? Берем
шило и проводим по поверхности
Можно добавить зеленые
точки и нарисовать – травинки, красные
точки – ягоды.
Прикладываем наши
чашки к поверхности воды. Далее палочкой аккуратно и медленно проводим по
листочку, не забывая про края, чтоб не было пузырьков воздуха (будут неокрашенные пятна).
Через несколько секунд
с помощью той же деревянной палочки, поддеваем края листочка, берем руками за
уголки и медленно, касаясь края лотка, вытягиваем работу, чтоб лишняя вода
осталась. Полученный листочек кладем на ровную поверхность.
Получилось ли у нас
расписать посуду по мотивам хохломской
росписи?
Что было трудно? (нарисовать ягодки,
травинки). Посмотрите, у каждой чашки получился неповторимый
уникальный узор, его хочется рассматривать. Когда чашки подсохнут, вы заберете
их в группу и будете играть.
Конспект
занятия «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»
Культурная
практика (вид деятельности с подвидом) :
Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность
Культурно-смысловой контекст
– «детская цель» : раскрасить самодельную глиняную
игрушку дымковской росписью
Цель: формирование
навыков декоративного рисования в дымковском
стиле.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с
традиционным дымковским узором
Формировать
умение рисовать элементы
дымковской росписи (точки, кружки,
полоски, сетка, волнистые линии
Развивающие:
развивать эстетический
вкус, умение составлять ритмический рисунок узора
развивать
самостоятельность, аккуратность
Воспитательные
воспитывать интерес
к народному искусству и
уважение к труду мастеров
Предварительная работа: беседы с детьми по
теме занятия, чтение художественной литературы: В. Н. Крупин «В Дымковской слободе», Н. Н. Менчикова «Игрушка Дымковской слободы», рассматривание предметных
и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки», создание лэпбука «Дымковская игрушка», мини-музея «Волшебная Дымка», лото «Дымковские
игрушки», изготовление образцов дымковского орнамента,
рассматривание дымковских игрушек.
Размещение и организация
пространства: стол для размещения мини-музея, три стола для изодеятельности, дети
рассаживаются за столы, форма работы фронтальная.
Материалы: макет мини-музея,
иллюстрации дымковских лошадок, образцы дымковского орнамента, подставки для глиняных
игрушек, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Содержание
образовательной деятельности
I. Организационный
этап (5 мин)
1. Введение в ситуацию
1. Рассматривание мини-музея дымковской игрушки:
-Ребята, какой музей
мы с вами организовали?
Из чего сделана
дымковская игрушка? Мы с вами тоже слепили из глины лошадок для нашего музея,
но, чтобы они стали по-настоящему дымковскими, и мы могли разместить их в
музее, нужно их расписать.
Кто готов расписать
свою игрушку? Проходите в мастерскую Рассматривают глиняные игрушки в мини
музее,
II. Основной
этап (10-15 мин)
2. Актуализация знаний
Давайте вспомним, что мы узнали о дымковской игрушке (история игрушки, виды,
яркость окраски- символ радости, лепят из глины, обжигают, расписывают). Дети
вспоминают ранее полученные сведения и рассказывают о дымковской игрушке.
3. Выявление места,
причины затруднения
и поиск выхода. Чтобы
лошадка получилась дымковской, надо использовать дымковские узоры. А кто знает,
какие узоры чаще всего используют дымковские мастера? выявляют проблему
4. Открытие детьми
нового знания Работа малыми подгруппами
1. Рассмотрите
внимательно глиняные игрушки и выберите элементы дымковских узоров
2. Выберите цвета
краски, которые используют в Дымкове.
Вывод: дымковские мастера используют: точки, кружки, полоски,
сетка, волнистые линии, обратите внимание на расположение узора, элементы
расположены симметрично, полосой. Полностью окрашены уши, хвост.
выбирают карточки с
элементами узоров, цветом и размещают их на стенде,
рассказывают
5. Включение нового
знания (способа действия) в систему знаний и умений
ребенка
-Вот сейчас вы можете
приступить к раскрашиванию. Используйте представленные на стенде краски и
элементы узора, придумайте свой узор. Обратите внимание, что линии нарисованы тонкие. Как можно нарисовать такие линии (концом кисточки) Раскрашивают лошадок
III. Заключительный
этап (2-3 мин)
6. «Осмысление» Организует оценивание детьми
собственной деятельности
Посмотрите на свои
лошадки:
- Как вы думаете, у
вас получилось превратить наших лошадок в настоящие дымковские игрушки? Почему
вы так думаете?
Кто считает, что
хорошо выполнил свою работу мастера и его лошадку можно разместить в музее?
Поставьте на полочку. оценивают свою работу
Организация перехода к
другому виду деятельности
Воспитатель предлагает
детям пригласить детей с других групп на
экскурсию в мини-музей «Волшебная Дымка» для
того, чтобы поделится новыми знаниями с другими детьми. Проявляют желание
пригласить гостей и поделится новыми знаниями.
Конспект заняти на тему «Гжельская роспись».
Задачи:
Обучающие:
- продолжать обучать
особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
- закрепить приемы
рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали,
травинки, завитков, волнистых линий;
- учить детей
рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки,
полоски, сетка, волнистые дуги);
- закрепить навыки
рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка,
волнистые дуги);
- учить
самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов,
располагать его по центру, заранее продумав;
- закрепить приёмы
рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
- обобщить знания
детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;
- расширять знания
детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес
к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий
народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
- эмоциональную
отзывчивость;
- умение оценивать
работу сверстников.
Развивающие:
- развивать чувство
цвета при составлении узора;
- развивать память,
мышление, творческое воображение.
- развивать движение
руки: разнонаправленные повороты, плавность.
- расширять словарный
запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)
- способствовать
развитию детского воображения, художественного творчества.
Материалы:
аудиозапись
для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских
изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти,
салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые
шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.
Предварительная
работа.
- Знакомство с
процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.
- Чтение книг,
разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.
- Знакомство с
декоративными приемами рисования.
- Используя шаблоны,
учились расписывать силуэты изделий.
- рассматривание
альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
Ход задания:
Воспитатель:
- Дорогие ребята! Сегодня я приготовила
вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и
разбила по дороге в детский сад.
- Как вы думаете, из чего она была
сделана? (из стекла)
- Из чего бывает сделана посуда? (Дерево, стекло, металлическая)
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (нет)
- Конечно, нет, только бы роспись
пострадала.
- А металлическая? (показ) Такая, как у
нас дома? (нет)
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А пластиковая посуда? (нет)
- А стеклянная? (да)
- Верно, разбиться может. Только моя
посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
- Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной,
чтобы она была прочная? (обжигают.) Вы правы, её обжигают в печи при
высокой температуре.
- А как вы думаете, такая посуда может
разбиться? (да)
- Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда
самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать
«разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня
разбилось.
- Как называется посуда, которую вы
сложили из осколков? (гжельская)
- Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая
красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.
На столе, стоят изделия из гжели. Дети
рассматривают, любуются.
Воспитатель читает стихи:
- Ай да посуда, что за диво, хороша и
та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него
леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
- Где изготавливают эту посуду? (в
поселке Гжель)
- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Воспитатель напоминает историю появления
гжельских изделий:
- Давным-давно нашли в тех местах
белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал –
фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И
уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.
Давайте полюбуемся нашими игрушками.
- Какая это посуда? Как её можно
охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная)
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.
- А что делает эту посуду такой? (она
голубая, нежная)
- Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует о каждом изделии,
обращая внимание на характерные особенности.
- Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью?
Воспитатель:
- Какие узоры использовали мастера при
их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые,
толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).
Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера? (игрушки, скульптуры)
- Верно, игрушки, небольшие скульптуры.
Полюбуйтесь.
- Давайте с вами вспомним все приметы
гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли
у вас дома среди посуды гжельская.
Воспитатель еще раз называет все
игрушки, находящиеся на выставке, поднимая и показывая их со всех сторон, и
предлагает вспомнить детям стихи.
Дети читают стихи:
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её название гжель.
- А какие еще вы знаете народные
росписи, как они называются? (дымковская игрушка, филимоновская
свистулька, хохломская роспись)
- Чем отличие их от гжельской росписи? (она
сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)
Воспитатель:
- Сегодня вы будите мастерами и
распишите посуду по мотивам гжельской росписи.
- Посмотрите на краски, которые я вам
приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)
- Верно, не хватает голубой краски. Что
мы будем делать? (смешаем синюю и белую)
- Правильно, смешаем на
палитре белую краску и немного синей.
- Обратите внимание на этот цветок на
чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно
одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с
одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на
кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
- Обратите внимание на элементы
гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку
посуды и рассаживайтесь на места.
Дети самостоятельно работают. Напомнить,
что начинать лучше с самых больших элементов узора.
Садитесь поудобнее, начинаем работу.(Во
время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей,
помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой
исполнения работ.)
Через 10 минут самостоятельной работы –
физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным
сопровождением)
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
(«надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
(приседать,
одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(сделать большой круг)
- А теперь заканчивайте свои работы,
дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.
- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками,
исследователями и мастерами по росписи игрушек.
- Вам понравилось? (да)
- Ребята, посмотрите, какая красивая
посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней.
И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!
- Какие узоры в росписи вы
использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые,
толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
- А какие мастера используют эти узоры,
напомните, пожалуйста? (гжельские)
- Мастера, которые используют эти узоры,
в каком селе они живут? (Гжели)
- Давайте мы немного поиграем.
Презентация игры. Детям нужно выполнить задания по разным видам росписи:
- «Собери картинку».
- «Что лишнее?».
Подводя итог, воспитатель вывешивает все
рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:
- Какая работа вам больше всего
понравилась? Почему?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои
мастера!
- Молодцы, все старались создать новые
красивые гжельские узоры.
Занятие на тему: «Знакомство с
народным промыслом – филимоновская игрушка»
Задачи
Расширить
представление о ремесле игрушечных дел мастеров.
Учить
раскрашивать готовые игрушки-свистульки элементами филимоновской росписи,
правильно использовать основные цвета промысла.
Развивать
у детей чувство цвета, формы.
Развивать
воображение и творчество.
Воспитывать
интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров,
гордость за свою Родину.
Дать
возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Материалы
и оборудование:
Игрушки-свистульки
(курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и
др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и
декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из соленого теста; краски
гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная
работа:
Лепка
декоративная из соленого теста по мотивам народной пластики
«Игрушки-свистульки». Беседы с детьми о народном прикладном искусстве;
рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов,
заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по
данной тематике.
Ход
Организационный
момент
Воспитатель
обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек-свистулек, читает
стихотворение Н.В. Денисова «Филимоновская
игрушка»
Ты откуда пришла к нам
такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем
детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны
расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Дети
рассматривают экспонаты, делятся впечатлениями.
По
всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные
игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.
Кто
и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их
очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар
Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да
игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Делают
игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая,
оранжевая и даже черная.
Назовите
игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)
Какие
эти игрушки? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)
Все
они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под
крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под
рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.
Дыхательная гимнастика «Свистульки»
Воспитатель
предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий
свист.
Такие
игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми,
сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах.
Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена
печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между
горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До
глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки.
Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки
остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Обратите
внимание на форму игрушек. Какая она? (вытянутая)
Все
дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке
глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать
влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются
утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
После
обжига игрушки расписывают.Какие цвета, характерны для данного промысла?
(желтые, красные, зеленые)
Какие
элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)Линии в различных
сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.Животные и
птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут,
чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним
цветом, чаще желтым. Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в
основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют
орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек
остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.
Делали
игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние
народные праздники и гулянья проходили на большой площади. На лотках и
прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно
разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное
гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в
веселые народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель»
Физкультминутка: игра
«Карусель»
Дети
встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В.Берестова.
Нас
за тридевять земель
Не
укатит карусель.
Но
куда же без оглядки
Мчатся
зайцы и лошадки?
Едем
мы на карусели
От
веселья и к веселью.
Дети
начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп
стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.
Все
умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими
народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас
в творческую мастерскую.
Работа в творческой мастерской
Дети
выбирают игрушки-свистульки, сделанные из соленого теста.
Воспитатель
обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. Используется показ
ребенком рисования на листе бумаги отдельных элементов филимоновской росписи. В
процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает
индивидуальную помощь.
Анализ детских работ
Воспитатель
предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Дети устанавливают
игрушки-свистульки на специальную подставку. Воспитатель хвалит детей, проводит
анализ работ.
О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.
Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!
Что
нового и интересного вы узнали?
Какие
моменты вам больше понравились и почему?
Кто
такие народные умельцы?
Методические
рекомендации
к
дидактическому пособию по формированию у дошкольников первоначальных
представлений по ПДД
Автор: воспитатель
Сухарева Татьяна Александровна
Актуальность
Автомашин на наших дорогах с каждым годом
становится все больше и больше. Увеличивается
интенсивность движения транспорта и в связи с этим особое значение
приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах. Причем,
несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а
на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков
безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой.
Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует
защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая
свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое,
непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на
улицах.
Дети дошкольного возраста – особая
категория пешеходов и пассажиров. Правила дорожного движения едины
для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого
расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить
правила ребенку.
Обучение, ни в коем случае не должно ограничиваться
или сводиться к «это можно - это нельзя». Это скучно и не
интересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать знакомство с ПДД
занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Тематическая папка по
правилам дорожного движения - лэпбук - оптимальный вариант ознакомления
дошкольников с безопасным поведением на дороге.
Данное дидактическое пособие мобильный лэпбук «Азбука
пешехода» предназначено для педагогов ДОУ по организации обучения старших
дошкольников умению и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. Может
использоваться в образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с
правилами дорожного движения.
Цель:
формирование основ безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте
посредством игровой деятельности.
Задачи:
Ø познакомить детей с
правилами дорожного движения, рассмотреть ситуации на дороге и способы
предотвращения опасности;
Ø развивать
внимательность, ответственность на дороге;
Ø стимулировать
познавательную активность, развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Ø
способствовать развитию речи детей: пополнение активного и пассивного
словаря детей, развитие связной речи.
Ø
воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Лепбук - форма
организации образовательной деятельности для развития познавательной активности
детей и развития самостоятельности.
Ø Он помогает ребенку по
своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и
запомнить материал.
Ø Это отличный способ для
повторения изученного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает
лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и
организовывать информацию.
Ø Лэпбук хорошо подходит
для образовательной деятельности в группах, где одновременно будут заняты
несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому.
Ø И создание лэпбука - это
просто интересно!
Содержание мобильного
лэпбука
Ø Лото «Дорожные знаки».
Ø Картотека дорожных
знаков.
Ø Дидактическая игра
«Собери дорожный знак».
Ø Книжка-малышка «Знаки
дорожного движения в стихах».
Ø Книжка-малышка «Загадки
о правилах дорожного движения».
Ø Дидактическая игра «Виды
транспорта».
Ø Игра «Ребусы».
Ø Картотека «Задания по
ПДД. Транспорт».
Ø Книжка-малышка «Наш друг
светофор».
Ø Дидактическая игра-паззл
«Транспорт».
Ø Книжка-малышка «Правила
дорожного движения. Что можно?».
Ø Книжка-малышка «Правила
дорожного движения. Что нельзя?».
Ø Картотека
«Спецавтотранспорт».
Ø Круг Луллия «Дорожные
знаки».
Ø Макет дороги «Наша
улица», модели машин, знаков.
Описание игровой деятельности
Лото «Дорожные знаки».
Цель: формировать
представление о знаках дорожного движения.
Задачи:
· формировать умение
различать дорожные знаки;
· соотносить речевую форму
описания дорожных знаков с их графическим изображением;
· развивать интерес к
правилам дорожного движения.
Ход игры:
В игре
принимают участие от 2 до 5 детей. В ходе игры нужно первым заполнить свою
игровую карту. Для этого к каждому дорожному знаку на игровой
карточке нужно найти пару - карточку с рисунком.
Ведущий
перемешивает карточки и вытягивает по одной, игрок найдя
показанный знак у себя на игровой карте, поднимает руку и
закрывает его. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не
закроет свою игровую карту.
Картотека дорожных знаков.
Материал: картотека состоит
из 5 кармашков, в которых находятся карточки-знаки.
Цели: Закреплять знание
дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по
видам: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса и информационно-указательные.
Варианты игр с картотекой.
Дидактическая игра «Кто быстрее найдет
свои знаки»
Цель: Развивать память,
объяснительную речь.
Задание: Нужно разделить
знаки по принадлежности на 5 групп:
1-предупреждающие знаки,
2- запрещающие знаки,
3- знаки сервиса,
4- предписывающие,
5-информационно-указательные.
Ход игры:
Дети выбирают знаки
своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.
1 - наши знаки запрещающие: «Стоянка
запрещена», «Остановка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение
запрещено», «Въезд запрещен».
2 - наши знаки
предупреждающие: «Железнодорожный переезд», «Перекресток», «Дорожные
работы», «Дети», «Искусственная неровность».
3 - наши знаки
предписывающие: «Пешеходный переход», «Жилая зона».
4 - наши знаки сервиса: «Больница»,
«Телефон», «Заправочная станция», «Место стоянки», «Место отдыха»,
«Гостиница», «Автозаправочная станция», «Пункт питания»,
«Пункт первой помощи».
5 - наши знаки информационно-указательные:
«Надземный пешеходный переход», «Пешеходный переход», «Подземный
пешеходный переход», «Место стоянки легковых автомобилей», «Дорога с
односторонним движением».
Дидактическая игра «Угадай, какой
знак»
Цель: закрепить умение
определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для
пешеходов.
Ход
игры:
Первый вариант.
Ведущий показывает какой-либо
знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный
ответ дается фишка.
Второй вариант.
Ведущий называет знак.
Ребенок показывает нужный знак, рассказывая, что он обозначает.
Третий вариант.
Ведущий описывает знак,
не называя его, отгадавший показывает ответ.
Дидактическая игра
«Собери дорожный знак!»
В
кармашке находятся части разрезанных дорожных знаков, которые нужно
собрать.
Цель: развитие
сообразительности, зрительного внимания, связной речи. Ход
игры: правильно собрать разрезную картинку и рассказать о
дорожном знаке.
Дидактическая игра Книжка-малышка «Знаки
дорожного движения в стихах»
Цель: учить детей
различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах;
развивать устойчивый интерес к книге, а так же бережное отношению к ней.
Ход игры: прослушать
стихотворение и назвать правильный знак.
Дидактическая игра Книжка-малышка «Загадки
о правилах дорожного движения»
Цель: Развитие
воображения и зрительного восприятия.
Ход игры: прослушать загадку
и отгадать ее.
Дидактическая игра «Виды транспорта».
Цель:
Формировать умения
отличать и называть водный, воздушный и наземный транспорт; обогащать
словарь.
Ход игры:
Перед началом игры
детям раздаются карточки, на которых изображен различный транспорт.
Выставляется игровое поле, ребенок подходит и крепит карточку, в зависимости от
того к какому виду транспорта относиться его карточка. При этом,
ребенок четко произносит, то что у него нарисовано на карточке, и объясняет,
какой это вид транспорта. После чего крепит на игровое поле (воздушный
- небо, водный - море, наземный - дорога).
Можно разделить детей
на три команды. Каждой команде дать название "Водный транспорт",
"Воздушный", "Наземный". Каждая команда должна
найти транспорт, соответствующий названию команды, и рассказать, для чего
он предназначен.
Игра «Ребусы»
Цель: развивать
логическое мышление посредством отгадывания ребусов об основных понятиях и
терминах по ПДД.
Задачи:
- повторить и закрепить основные понятия и термины по
ПДД в игровой форме;
- развивать познавательный интерес у
дошкольников к изучению ПДД;
- прививать навыки безопасного поведения на
улице;
- развивать логическое мышление, познавательные
способности и память.
Ход
игры: участник выбирает карточку, отгадывает ребус.
Картотека «Задания по
ПДД. Транспорт»
Картотека состоит из
карточек, на которых находятся задания, вопросы, загадки о правилах дорожного
движения и транспорте.
Цель: уточнить
представления о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать
сообразительность и находчивость.
Задачи: Развивать
логическое мышление и внимания у детей. активизировать
процессы мышления, внимания и речи детей;
Вариант
игры с картотекой:
Дидактическая игра «Угадай
транспорт»
Цель: закрепить
представления детей о транспорте,
Задачи: развивать умение
по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую
активность.
Материал: картинки (карточки) с
изображением транспорта.
Ход игры: педагог
загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о
каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У
кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.
Книжка-малышка «Наш друг светофор»
Цель: закрепить
представления детей о назначении светофора, о его видах и его сигналах,
развивать внимания, зрительное восприятия.
Дидактическая игра-пазл «Транспорт»
Цель: закрепить знания
детей о транспорте.
Задачи: формировать
умение собирать из частей целое; развивать образное и логическое мышление,
восприятие, память, воображение, произвольное внимание; умение доводить начатое
дело до конца; воспитывать усидчивость.
Материал: разрезные
картинки с изображением разного вида транспорта, карточки образцы.
Ход игры: игрок может быть один,
или объединиться в пару. Из предложенных разрезных частей собирается картинка.
Два игрока собирают
паззлы, первый собравший будет победителем.
Книжка-малышка «Правила
дорожного движения. Что можно?»
Цель: закрепить знания
о ПДД, поведения на улице.
Задачи: Прививать навыки
безопасного поведения на дорогах, развивать мышление, память, речь.
Ход игры: Дети рассматривают
карточки с дорожными ситуациями, рассказывают о правильном поведении на дороге
и улицах.
Книжка-малышка «Правила дорожного
движения. Что нельзя?»
Цель: закрепить знания
о ПДД, о правилах поведения на улице.
Задачи: Прививать навыки
безопасного поведения на дорогах, как нельзя вести себя на дороге, тротуарах,
транспорте; развивать мышление, память и речь.
Ход игры: Дети
рассматривают карточки с дорожными ситуациями, рассказывают об опасности на
дороге, находят пути решения проблемы.
Картотека «Спецавтотранспорт»
Цель: закрепление
представление детей о специальном транспорте.
Материал: картинки (карточки) с
изображением спецавтотранспорта.
Ход игры: Воспитатель загадывает
детям загадки о транспорте. Кто первый из детей отгадывает, о каком транспорте
идет речь в загадке, получает карточку с его изображением. У кого в конце игры
будет больше карточек, тот и победитель.
Круг Луллия «Дорожные знаки»
Цель: формировать
у детей умение различать и правильно называть дорожные знаки, знать их
назначение.
Задачи: развивать
внимание, память, мелкую моторику; воспитывать грамотного участника дорожного
движения.
Материал: Пособие
представляет собой круги, закреплённые на картоне. На круг большего диаметра
наклеиваются сюжетные картинки. На круг меньшего размера – картинки с
изображением знаков. К середине кругов крепится стрелка.
Данная игра
многофункциональна и формирует навыки сотрудничества, взаимопомощи и
самостоятельности.
Ход игры: Воспитатель (или
ребёнок) показывает стрелкой сюжетную картинку. Дети находят соответствующий
дорожный знак, указывают стрелкой, объясняют свой выбор. И, наоборот, по
картинке находят – сюжетную картинку.
Макет дороги «Наша улица»
Цель: расширять знания
детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы;
закрепить представления детей о назначении светофора; учить детей
различать дорожные знаки.
Ход игры: Применение этого
макета очень многообразно. Воспитатели используют его и в самостоятельной
деятельности детей, и в сюжетно-ролевых играх, где дети моделируют ситуацию на
дороге. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят
безопасные маршруты до заданного пункта назначения. Макет можно использовать
для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой
ориентировки, ориентировки в пространстве.
Интересно и занимательно реализуется на макете театрализованная деятельность. Можно использовать фигурки людей и зверей, пальчиковые куклы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий